Ronin.io.ua

 

Велопоход по Полтавской области

Полтава-Диканька-Опишня-Миргород



День 0.
На вокзал Запорожье-1 прибыли без опозданий. Отправление поезда №___ в 23.17. Велосипеды в чехлах. Чувствуется легкое возбуждение, свойственное малоопытным путешественникам.

Стоянка поезда не продолжительна – всего-то минут 7-8. Пришлось спешно догонять свой вагон на перроне, оседлав себя велопожитками. Кстати, удобней гонятся за вагонами, если у велочехла и велобаула есть лямки.
Едим все в одном вагоне, взяты верхние полки, чтобы выше был шанс захватит третьи – для велосипедов. На укладывание велосипедов и велобаулов в засыпающем вагоне ушло 25 минут. В путь.

День 1.

Прибыли в 5.17. Поезд длинный – наш вагон не дотянуло до перрона. Выгружаемся прямо на щебень, причем выгружаем не только свои велы, но и еще половину вагона. Снова на плечах тянем вещи метров 40. Собираем велосипеды, проверяем тормоза и колеса. Сразу узнаем расписание электропоездов из Миргорода в Полтаву. Дело в том, что взять билеты от Миргорода до Запорожья может, наверное, только директор Укрзализныци. Нам нужно будет вернуться в Полтаву и сесть на тот же поезд, только идущий в обратном направлении.

Первая достопримечательность в Полтаве – краеведческий музей. Здание впечатляет размахом и немного смущает аляповатостью оформления. Но все равно красиво. Рамы круглых окон под крышей имеют форму пентаграммы.

Напротив музея – памятник Кобзарю. Полтавская версия великого поэта имеет явно выраженное сходство с не менее великим футболистом-однофамильцем.

Утренняя Полтава пустынна. 7.30 утра, но людской поток не наполняет улицы. Наверное, так только в центре, но, возможно, Полтава – город-сова.

Вид на утренний город. Туман. Солнце уже прогнало легкую дрожь.

Мы нарушаем утреннее уединение фотографирующейся пары. За спинами – православный собор. Рядом – пивной бар(!), памятник галушкам и небольшая смотровая беседка.

Завтракаем домашними припасами в сквере и направляемся на Круглую площадь. Город приятно чист и аккуратен. Люди уже выбрались на улицы. Монументальный золотой орел приятен и напоминает, почему-то, о морских городах. Двигаемся к выезду из города.




Не так давно Небеса разверзлись над Полтавой и свершилось чудо – появилась велодорожка. С «маячками-катафотами» и выпуклой «шумной» разметкой.



Да, она вовсе не в центре, и не так длинна как хотелось бы, и разметку местами затерли автомобили… Но все же это настоящая велодорожка. Чудо, которого мы, запорожцы, только ожидаем.



Выезжаем из Полтавы. Начинаются небольшие пригородные поселки. Дома сплошь дорогие. На поле между домами аж три спортивные площадки – гандбол-минифутбол, баскетбол и волейбол. Спортивное снаряжение свежее – недавно поставленное. Хотя сами поля не пользуются популярностью – заросшие.
На велокомпьютере 23 км. Заканчивается асфальт. Начинается грунтовка, местами довольно много песка. По дороге встречается небольшая плотина на Ворскле. Движение по плотине ограничено – одна полоса.





Встречаем базу футбольного клуба «Ворскла». База небогатая, но окрестности шикарные для проведения сборов – хвойный лес с тенистыми дорожками, чуть песчаный грунт – идеально для кроссов и прыжковых тренировок.  





Пробираемся через дачные участки и поселочки. Становится жарко и вода стремительно заканчивается. Вдали слышны выстрелы, проезжаем участок затопленных дорог чуть в ускоренном темпе. Наконец, на выезде из Терновщины встречаем киоск, где набираем воду у хозяйки и дегустируем продукцию местного пивоварения.



Продолжаем движение. Проехали еще 27 км. В 13.30 – обед в Михайловке.



Сразу за Михайловкой – подъем. Жарко, асфальт плавится.



Еще немного дороги и въезжаем в Диканьку.



На въезде – один из немногих памятников в честь победы 1812 года. Арка, построенная специально выписанным из Европы архитектором. Спонсировал строительство клан Кочубеев. Великолепие арки прямо кричит контрастом на фоне нехитрых сельских хат и полевых пейзажей.



В Диканьке стоит посмотреть церковь с шикарной колокольней, построенной тем же архитектором. В церкви находится склеп с останками представителей все того же клана. Недалеко о церкви растут величественные дубы (все того же Кочубея), которые тоже стоит посмотреть.









В Диканьке берем продукты на ужин и крем для суставов в аптеке. К сожалению не хватает времени посмотреть все достопримечательности Диканьки. Дальше – Большие Будищи и Писаревщина, за которой пора искать место для ночлега.





В самой Писаревщине, впервые за день, нам встречаются скучающие под магазинами местные юноши в поисках  приключений и волшебного джина в бутылке со спиртным.
Спускаемся к Ворскле. На берегу много стоянок для отдыха, кое-где отдыхают люди: шансон + шашлыки. Двигаемся вверх по течению в поисках удачного места. Доезжаем до импровизированной волейбольной площадки, но смущаемся близостью к Писаревщине – нужно заехать дальше. Объезжаем через поле, по размытой просеке снова подбираемся к Ворскле. По карте это урочище Роменский лес. Есть неплохое место, но если перейти приток Доброшин, то найдется еще лучше – полузаброшенная стоянка чуть на подъеме. Переносим туда вещи и велосипеды, по просеке проезжает мотоцикл с коляской и людьми в камуфляже. Лесники? На всякий случай маскируем участок входа в лес – не хотим ночных гостей.





Разбиваем лагерь, готовим вкуснейшую еду и располагаемся на ночлег. Перед сном приятно окунуться в Ворсклу – смыть пыль дорог. Ворскла мелководная, но течение по центру довольно сильное и вода чиста и приятна. Пробую поспать под звездным небом, но чуть за полночь комары начинают кусать, кажется, до кости, и загоняют в палатку.

1 день - пробег: 79,71 км, время в пути: 5 часов 40 минут

День 2.
Утром докупываются те, кто не докупался с вечера, легкий завтрак и проверка велосипедов. Собираем вещи и в путь.





Выход на маршрут – 10.00.


Часть пути возвращаемся по той же полузатопленной просеке, что и спускались к реке.



Затем поле, еще лес, поле, лес… Всё бы хорошо, да вот воды почти не осталось, а солнышко всё больше припекает. Ближайшее село на карте – Кардашовка, однако, село уже несколько лет как заброшено. Пару колодцев, которые мы нашли – давно никто не чистил и вместо воды там мусор и грязь. К счастью, в селе мы встретили пасечника, у которого и взяли воды.

Выезжаем к указателю степного заповедника. Его недавно расчертили бороной от пожаров. Из-за этого грунтовая дорога превратилась, буквально, в свежеперепаханное поле. Средняя скорость 5-6 км/ч. Такой отвратительной дороги около 1,5 км.



Дальше – вменяемая грунтовка и немного асфальта. Первое встречное село и забор воды и местных из скважины. Вода чуть с примесью глины, и в следующем селе – Міськи млини, меняем воду на колодце напротив приятного детского лагеря. Но и она не ахти. Зато погода отличная: +28 и легкий ветер – 2-5 м/с.





Подъем на Опишню немного затяжной, но вполне живописный. В Опишне – одна из главных наших целей – музей гончарного искусства.



Доезжаем до него и приятно удивляемся наличию велостоянки, которая закрывается на замок.



На одной территории с музеем находится и институт керамологии. Более того, выпускается толстенный журнал «вестник керамологии». Вход платный – 20 грн. На эти деньги вы получаете право посещения самого музея и еще четырех маленьких семейных хозяйств – семейных гнезд знатных гончаров, и вам покажет свое мастерство живой гончар-легенда….  И подарок вручат – свистульку-петушка ручной работы. Ну и наконец, вам дадут «попробовать глину» - слепить что-нибудь простенькое на гончарном круге. Фотосъемка в музее бесплатна. А уж поснимать есть что. Вообще в Опишненском музее можно провести целый день. Можно с детьми. Плюс, на территории есть прекрасные места отдыха, где можно пообедать припасенной снедью. А теперь – пачка фотографий.





















В музее проводим несколько часов и отправляемся в путь. Нужно найти еще еду на вечер. От Опишни пролетаем асфальтной дорогой до Заиченцев, по пути сделав привал на короткий обед, и съезжаем на плотный накатанный грунт. Хорошая дорога сама ведет велы на хорошей скорости.



Лишь раз останавливаемся – протерлась камера.



Тем временем вечереет, а мы пока так и не купили еды. Налегаем на педали: то асфальт, то грунт, торопимся, ищем большие села в надежде на магазины, работающие до 19 часов. Кушать хочется, а магазинов все нет.





Наконец, настигаем открытый магазин в селе Дамаска. Ну как открытый, останавливаем продавщицу на домашних лыжах уже в дверях – на часах 18.58. Минут 20-25 уходит на закупку еды. Идем в село добрать воды и разузнать хорошее место на ночлег.



Около Дамаски есть два ставка: общедоступный и частный. Общедоступный ставок по кругу ивами, камышем  и прочими растениями, находится впритык к селу и к кладбищу. Поэтому направляемся на частный. По дороге, встречный водитель грузовика плещет радушием и обещает любую помощь при возможных проблемах с хозяевами ставка.
Ставок бурно цветет, дно илистое и нет никакой возможности покупаться. Зато есть небольшой пятачок окруженный холмами с лавками и столом. Тут и становимся лагерем. Практически сразу появляется сторож, чтобы уточнить: не собираемся ли мы, вдруг, рыбачить. Видимо велосипеды действуют на него успокаивающе, и он удаляется, обещая зайти поутру.



Ставим палатки, обкапываем их – пахнет дождем, готовим ужин и спокойно засыпаем около полуночи.

2 день - пробег 54,21 км, время в пути: 3 часа 52 минуты

День 3.
Рано-рано утром появился сторож, напомнить о том, что нам пора в путь. Утро хмурое и прохладное. Собираем лагерь, завтракаем.





Выходим на маршрут довольно рано. Закончились сигареты, а в группе найдется пара курильщиков. Пока все встречные магазинчики предлагают только нехитрую снедь и мелкие промтовары. Проехав несколько недопроснувшихся сел, устремляем рули на миргородскую трассу.



Срывается мелкий дождик. Трасса пустынна, как площадка для съемок постапокалиптического фильма. Поворачиваем на Миргород и начинаем меланхолично вкручивать. Через 16 км после старта, наконец, находится магазин с сигаретами. Делаем кофе-брейк. Продолжаем движение.







Проехав еще 25 км, въезжаем в село Великие Сорочинцы, знаменитое, своей ярмаркой. Однако до ярмарки еще неделя и поэтому село спокойно живет своей жизнью.





Удивило наличие большого количества велосипедистов и аж 3 веломагазинов. В селе устроили непродолжительный обед и опять выдвинулись на трассу до славного города Миргорода
Машин на трассе уже становится больше и погода потихоньку налаживается. Меряем дорогу населенными пунктами. Ехать по трассе немного скучновато.



С целью оптимизации скорости движения группы, применяем теорию превентивного отдыха: отдыхать до наступления усталости. Теперь делаем привалы через каждые 25 минут пути, независимо от самочувствия участников. «Ведущий» в колонне держит среднюю скорость, достаточную, чтобы не скучали более опытные велосипедисты, и чтобы «молодым» было к чему подтягиваться. «Отдых до усталости» позволяет идти группе более равномерно и более эффективно планировать свое движение. Но главное преимущество метода – снижение усталости.
Практически в расчетное время въезжаем в Миргород.



Миргород – небольшой приятный город. Направляемся на вокзал и берем билеты на электропоезд до Полтавы. Вокзал в Миргороде удивляет европейской, прям, чистотой. Привокзальный парк так хорош, что там хочется провести больше времени. Где бомжи? Где цыгане? Стихийный рыночек? Вместо родных нам «прелестей» - чистота, фонтанчики и, конечно же, вездесущий Гоголь. Часть группы мотается в центр города за сувенирами. Минералки мастной набрать не успели.





На перрон прибывает электропоезд до Полтавы. Электричка европеизированная под стать миргородскому вокзалу: дополнительные двери по середине вагона, бегущая строка в вагоне, с названием следующей станции. И *барабанная дробь* с туалетом! Который, правда, не работал. Но ведь он есть! Радостно.

В Полтаве устраиваем полупраздничный финализирующий ужин в кафе на Круглой площади. Горячая еда приятна, полтавские тарифы на общепит радуют. Но пора домой.





Погрузка на поезд снова превращается в суетливую беготню – люди спешат на Юг и поезда оборудуются дополнительными вагонами. Перронов не хватает, чтобы вместить длинные червивые тела поездов. Загружаемся с грунта. Поезд опоздал, и посадка пассажиров напоминает киношные сцены военной эвакуации. Кажется, еще чуть-чуть, и люди начнут передавать детей в окна…

Фасуем велы по верхним полкам в рекордно короткое время и спать. «Пока, Гоголь! До новых встреч.»

Вот и дом. «В суету городов, и в потоки машин…»





3 день - пробег 68,81 км, время в пути: 4 часа 1 минута
3 день (Полтава) пробег 9,6 км, время в пути: 52 минуты



Бонус 1: Церкви и соборы.
















Бонус 2: Памятники ВОВ.








Спасибо за внимание.

Отдельное личное спасибо за помощь в подготовке похода Косте Сергиенко и Саше Тодорову (www.obod.com.ua).



Создан 22 сен 2012



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником